Как избежать в кайтинге нештатных ситуаций и что делать если они случились
Большинство нештатных ситуаций в кайтсёрфинге происходит во время старта и причаливания к берегу. В данной инструкции мы приводим полный список правил, которые нужно соблюдать, чтобы не попасть в нештатные ситуации и не впутать в них кого-нибудь ещё.
1. Предстартовая проверка.
Определяющее значение для безопасного выхода в море имеет выбор подходящего места старта. Ищите места, где ровный ветер, мало людей и хватает пространства, чтобы идти под ветер, на случай если придётся задействовать систему безопасности. Настроив кайт, проверьте и перепроверьте стропы и убедитесь, что расстроповка нигде не запуталась. Обсудите план запуска с тем, кто будет вам помогать. При этом нужно указать помощнику, где ему стоять, и руками показать границу ветрового окна.
2. Обязанности помощника.
Помощник сам должен занять наиболее подходящее положение для запуска. Во время старта он должен тщательно проверить, что стропы и расстроповка не запутались, и ожидать, когда кайтсёрфер скомандует ему отпустить кайт.
3. Положение кайта при запуске.
Кайт должен быть идеально сбалансирован по кромке у границы ветрового окна. Если он окажется в окне слишком глубоко, он будет порываться улететь вперёд. Если кайт находится слишком далеко за границей ветрового окна, натяжение купола ослабнет, и он начнёт заполаскивать.
4. Что нужно, чтобы причаливание всегда было безопасным.
Составьте подробный план причаливания. Убедитесь, что лиш настроен на полный сброс тяги при задействовании системы безопасности, и подавайте помощнику условные знаки, которые будут ему понятны. Похлопывание себя по голове означает намерение причалить.
5. Что делать, если что-то пошло не так.
Если в какой-то момент вы почувствуете опасность, можно задействовать систему быстрой расчековки. Кайт повиснет на стропе и полностью сбросит тягу. Если сомневаетесь, дёргайте расчековку.
6. Отработайте использование системы безопасности до автоматизма.
Убедитесь, что устройство системы быстрой расчековки вам интуитивно понятно; что вы знаете, какое движение — тянуть или толкать — нужно совершить, чтобы произвести отстрел; а также помните, где находятся точки закрепления лиша для полного сброса тяги. На более новых моделях кайтов системы безопасности лучше, поэтому будьте внимательнее при использовании более старого снаряжения.
7. Правильно рассчитывайте собственные силы.
Прежде чем готовить кайт к запуску, изучите погодные и ветровые условия, поговорите с другими кайтсёрферами и действуйте благоразумно. Не выходите в море, если условия вас смущают.
8. Изучите обстановку.
Запуская кайт в новом месте, расспросите местных кайтсёрферов о возможных ограничениях и опасностях, которые могут там существовать, и узнайте, что нужно для безопасного старта под ветер.
Меры предосторожности во время катания
Если ветер начинает быстро усиливаться, как можно скорее направляйтесь к берегу.
Никогда не катайтесь, если ветер дует с берега.
При старте запускайте кайт в сторону воды.
Не уходите от берега на большее расстояние, чем сможете преодолеть вплавь обратно.
Если вода холодная, надевайте подходящий гидрокостюм. С гипотермией шутки плохи.
Отработайте порядок самостоятельного спасения. Отцепляйтесь от кайта сразу после причаливания. Не стойте на берегу, подняв кайт над головой.
«Как вести себя, если что-то пойдёт не так?»
Рано или поздно этот вопрос задаёт себе любой кайтсёрфер. Если вы не знаете, что делать в нештатной ситуации, то любой неверный шаг или даже секундное промедление может обернуться травмой. Занимаясь кайтсёрфингом, нужно быть морально готовым к действиям в разных ситуациях ещё до того, как вы в них попадёте. Каждую минуту вы должны быть готовы задействовать систему безопасности, поэтому нужно отрабатывать эти действия, чтобы знать, что делать в тот момент, когда без неё будет не обойтись.
Мы рассмотрим четыре наиболее типичных нештатных ситуации, в которые не хотел бы попасть ни один кайтсёрфер, и расскажем, что делать для того, чтобы их избежать. Проявляя достаточную осторожность и руководствуясь здравым смыслом, большинства потенциально опасных ситуаций в кайтсёрфинге можно избежать, но всегда нужно быть готовым, если что-то пойдёт не так.
Падение кайта в волны прибоя
Если кайт падает в прибойные волны, постарайтесь всеми силами перезапустить его до следующей волны. Если кайт поглощает достаточно большая волна, то с большой вероятностью он будет повреждён, если вы не знаете, что в этом случае делать.
Как только кайт оказывается в воде, всеми силами постарайтесь немедленно поднять его в воздух.
Если кайт остаётся в воде, когда подходит следующая волна, вам придётся решиться на то, чтобы его отпустить. Делать это можно только в том случае, если с подветренной стороны от вас никого нет и вы не катаетесь поблизости от дороги. Если вы катаетесь у многолюдного пляжа, то возможно, что вам придётся продолжить удерживать кайт и надеяться, что ситуация выправится.
Если кайт можно безопасно отпустить, отцепите лиш и освободитесь от планки. После этого как можно скорее плывите к берегу — может быть, вы успеете перехватить кайт ещё до того, как его выбросит на песок.
Если вы не можете отпустить кайт, сбросьте тягу по одной стропе, отпустив планку и дёрнув кольцо силовой стропы, либо задействуйте систему расчековки, если она работает от пятой стропы. Плывите сначала в сторону от строп, а затем в том направлении, куда идут волны. Важно, чтобы при сбросе тяги кайт повис только на одной стропе, — так его натяжение будет наименьшим, и повреждений, вероятно, удастся избежать.
Как этого избежать. Очевидный способ избежать такой ситуации — удерживать кайт в воздухе. Однако если вы стремитесь улучшить свою подготовку, вам неизбежно придётся ронять кайт на воду. Тренируйтесь перезапускать его, пока не доведёте это до автоматизма. Чем быстрее вы будете делать рестарт после падения кайта, тем меньше проблем у вас будет при катании на прибойных волнах.
Запутывание строп или подкупольной расстроповки
Если какая-то часть подкупольной расстроповки или строп запутается, управлять кайтом станет невозможно. Обычно кайт начинает крутить петли, независимо от того, что вы делаете с планкой.
Если вы идёте под ветер далеко от берега, продолжайте движение. Обычно после нескольких петель кайт падает на воду. Когда кайт в воде, стропу или расстроповку обычно можно от него отцепить, потянув за одну запутавшуюся стропу. Даже если вокруг вас достаточно места, будьте готовы быстро задействовать систему безопасности, если ситуация выйдет из-под контроля.
Если в направлении движения нет безопасной зоны, немедленно активируйте систему безопасности. Кайт сбросит тягу и упадёт на воду. После этого запутавшуюся стропу можно распутать, просто потянув за неё.
Стропы могут запутаться не только при падении, но и во время самостоятельного запуска кайта. При самостоятельном запуске всегда будьте готовы задействовать систему безопасности, если кайт становится неуправляемым.
Как этого избежать. Перед самостоятельным запуском дважды проверьте, что стропы не запутаны и не расположены так, что могут легко запутаться. Это может произойти, если кайт падает с провисшими стропами, поэтому проверьте их, пока кайт ещё лежит на воде, и постарайтесь распутать все запутавшиеся стропы до перезапуска.
Схождение кайтов
Чем больше людей приходит в кайтсёрфинг, тем более многолюдно становится у пляжей. Как бы ни был осторожен каждый спортсмен, чем больше людей находится в море, тем чаще происходят схождения катов. Если ваш кайт всё-таки запутался в кайте кого-то другого, сохраняйте спокойствие и постарайтесь найти способ выхода из ситуации.
Как только произошло схождение с чужим кайтом, нужно отцепить лиш и приготовиться полностью отстрелить кайт.
Если оба кайта остаются в воздухе, опустите их пониже к воде и продолжайте удерживать.
Возможно, что совместно с другим кайтером вам удастся освободить кайты, пока они в воздухе.
Если оба кайты неуправляемы, их оба надо отстрелить. Если один кайтер отстреливает кайт, а другой не отстреливает, это может быть опасно. Если вы отстреливаете кайт и планка запутывается в стропах другого кайта, то другой кайтсёрфер оказывается зацепленным за два неуправляемых кайта. Если вы собираетесь делать отстрел, согласуйте свои действия с другим кайтером и постарайтесь сделать это одновременно либо подайте ему сигнал, чтобы он был готов.
( От себя добавлю первое что нужно сделать при схождении отпустить планку и кричать во все горло товарищу по несчастью "отпусти плянку мля" )) тогда шансы на то что ваши стропы остануться целыми существенно возрастут и можно попробывать распутаться или потихоньку дрейфовать к берегу)
Как этого избежать. Этой ситуации легко избежать, если просто внимательно следить за окружающей обстановкой. Осмотритесь, прежде чем делать какие-либо манёвры, и не забывайте держаться на безопасной дистанции от других кайтсёрферов, особенно новичков.
Внезапные изменения направления ветра
Всем известно, что слишком полагаться на ветер нельзя. В какой бы день вы ни вышли в море, чтобы покататься, направление ветра может радикально меняться, он может стремительно нарастать или полностью стихать. Перемена погоды может происходить очень быстро, но заметить признаки намечающегося изменения ветра можно без особого труда.
При первых признаках изменения погоды вернитесь на пляж и вытащите кайт на берег. К таким признакам относятся набегающие облака, порывы и/или изменения направления ветра, внезапное изменение температуры воздуха (например, порыв ветра, который кажется значительно более холодным или тёплым, чем обычно) или быстрое приближение линии ветра.
Если вы попали в сильный ветер, обычный порядок действий в такой ситуации — сбросить тягу кайта и направляться к берегу. Если на пляже есть другие кайтсёрферы, покричите и помашите руками, чтобы привлечь к себе их внимание. Похлопайте себя по макушке, чтобы дать им понять, что вы хотите причалить к берегу. Так вы попросите людей на берегу схватить кайт, как только вы причалите. Приближайтесь к берегу медленно, удерживая кайт в низком положении, пока кто-нибудь его не схватит.
Если схватить кайт некому, подплывите к берегу на расстояние натянутых строп и задействуйте систему безопасности. Кайт сбросит тягу и упадёт на воду, а остаток пути вы сможете доплыть. Лучше избегать причаливания на кайте, у которого слишком большая тяга.
Если вы далеко от берега, а ветер слабеет, слезьте с доски и держитесь за неё, пока вас не дотащит до берега. Постарайтесь быть как можно ближе к берегу, когда ветер стихнет совсем. Если из-за стихшего ветра кайт больше не может держаться в воздухе, вам останется только спасать свою жизнь и снаряжение, добираясь до берега вплавь
Как этого избежать. Прежде чем выходить в море, посмотрите местный прогноз погоды, чтобы заранее знать о её возможных изменениях. Постоянно следите за состоянием погоды во время катания и немедленно возвращайтесь на берег, если заметите какие-либо из вышеупомянутых признаков.